Возврат денег покупателю за товар без ожидания реквизитов его счёта

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

Возврат денег покупателю за товар без ожидания реквизитов его счёта

Многие потребители сталкиваются с необходимостью возврата товара, который по каким-либо причинам не подошёл или оказался некачественным. Однако, часто возникает вопрос о том, как вернуть деньги, если у покупателя нет реквизитов банковского счёта. Согласно действующему законодательству, для возврата денежных средств покупателю не обязательно предоставлять продавцу реквизиты своего банковского счёта. Это означает, что покупатель может вернуть товар и получить свои деньги обратно, даже если он не может предоставить продавцу конкретные данные о своём счёте. Покупатель должен обратиться к продавцу с заявлением о возврате товара и требованием о возмещении его стоимости. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Потребитель, который остался недоволен качеством тротуарной плитки, привезённой ему, вернул её в магазин и потребовал вернуть уплаченные за неё 142 тысячи рублей. Свои требования он изложил в письменной претензии и передал её в магазин.
 
Продавец ответил, что готов вернуть деньги, но для этого покупателю нужно направить на имя руководителя компании письмо с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить сумму. Покупатель посчитал это отказом и обратился в суд с требованием не только вернуть деньги за плитку, но и выплатить штраф в размере 50% от суммы за отказ компании вернуть деньги добровольно.
 
Суд удовлетворил иск, объяснив продавцу, что непредоставление истцом банковской карты и реквизитов для возврата денег не освобождает магазин от обязанности вернуть средства. У ответчика была возможность перечислить деньги истцу:
* внести на депозитный счёт нотариуса;
* перечислить на банковский счёт до востребования и уведомить об этом потребителя;
* отправить почтовым переводом на адрес, указанный в претензии;
* другим способом вручить деньги истцу.
 
Ответчик не доказал, что не мог воспользоваться этими способами. Таким образом, у магазина была реальная возможность соблюсти требования закона о защите прав потребителей, но он ею не воспользовался. Доводы продавца о направлении ответа на претензию не отменяют оснований для взыскания штрафа, ведь требования потребителя так и не были удовлетворены.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного суда Республики Башкортостан от 01.02.2018 № 33-1728/2018